Отечественный рынок автобетононасосов
На самом деле все автобетононасосы имеют один тип, который неизменен по определению. Принципиальная конструкция сама по себе проста – насос установлен на автомобильное шасси, что позволяет его транспортировать на любые расстояния. В остальном могут быть те или иные отличия, которые трудно назвать принципиальными.
Самым большим различием может быть отсутствие или присутствие распределительной стрелы, с помощью которой подается бетонная смесь. Так, есть модели с предустановленной стрелой и без нее – так называемые линейные или бесстреловые устройства. При такой конструкции доставка бетона происходит посредством специальной трассы, которая монтируется из гибких шлангов или труб.
Автобетононасосы отечественного производства
Их доля на российском рынке не покидает пределов 3 – 5 процентного диапазона. Остальные используемые механизмы являются продуктом импортных производителей. Все это объясняется отсутствием наших структур, занимающихся производством данной автотехники. Пока вся она распределена между двумя предприятиями - существующим всего 8 лет ТЗА (Туймазинский завод автобетононасосов) и компании Колуман Рус, начавшей свое производство в 2015 году. ТЗА до сих пор не имеет отечественных конкурентов в производстве стационарных насосов.
Оба предприятия плотно сотрудничают с зарубежными производителями, массово используя импортные составляющие. Так, ТЗА применяет зарубежные насосы при производстве моделей TZA-Liebherr (вторая часть названия – в честь одноименного немецкого концерна). Колуман же является филиалом турецкого холдинга Koluman. Он построен в Набережных Челнах. Продукция этого завода –JXZ 38-4.16HP JUNJIN. Саму модель никак нельзя назвать исконно российским продуктом, тем более, что посажена она на шасси Actors производства компании «Мерседес». Из российского продукта в обеих этих линейках можно назвать только камазовскую колесную базу на машинах ТЗА. Кстати, это решение позволяет снизить себестоимость автотехники, что является конкурентным преимуществом и позволяет занять свою нишу на отечественном рынке. Этим же приемом пользуются и некоторые зарубежные производители, используя шасси отечественных марок – используются также шасси от Урала и Маза.
АБН зарубежного производства
При выборе последних главным критерием является оптимальность соотношения цена-качества. Самым лучшим оно является у южнокорейских машин. Это подтверждено солидной долей участия компаний-производителей из Южной Кореи. Они занимают ни много ни мало – 50% рынка. Среди самых популярных марок называются Dongyang, Everdigm, Kyunwon, JUNJIN и KCP.
И уже на втором месте мы видим европейских производителей, среди которых особой популярностью пользуются Putzmeister и SCHWING Stetter. Впрочем, их тоже можно назвать европейскими лишь с некоторой натяжкой, поскольку предприятия эти выкуплены холдингами из Поднебесной. Хотя само производство по-прежнему остается в Германии. Что касается самого Китая, то он проник на наш рынок и в более «чистом» виде – здесь можно назвать компании Sany и Zoomlion. Кстати, именно в составе первого бренда находится теперь компания Putzmeister. Так что насчет «чистоты» - это все относительно. А Zoomlion в 2018 году стал владельцем итальянской компании CIFA, продукт которой наряду с другим производителем из этой страны - Mecbo - также заметен на отечественном рынке. Они также пользуются популярностью, которая, впрочем, не идет ни в какое сравнение с продуктами названных ранее предприятий.