Если вы интересуетесь путями удешевления бетона путем изменения его состава с сохранением качественных характеристик, прочитайте эту статью. В ней описан подход, который используется в европейских странах. Отечественные производители идут по другому пути, пытаясь уменьшись объем входящего в смесь цемента — самого дорого ингредиента. Чаще всего это все равно приводит к снижению качества готового материала. И, если раньше все это проходило, то современные меры по контролю за качеством со стороны государства делают такой подход довольно опасным.
Поэтому приходится переориентироваться на европейский подход. А европейцы начинают с выбора заполнителя. Отсюда появляется задача по поиску качественных, но более заполнителей.
В статье современная ситуация с такими исследованиями описывается самым подробными образом и даже с историческим экскурсом в прошлое. Особо ценными являются рекомендации по проектированию новых составов бетона в производственных условиях.
Ужесточение конкуренции на рынке товарного бетона и контроля за качеством бетонных смесей со стороны государства, выраженное в процедуре обязательного декларирования, вынуждает производителей искать пути оптимизации составов. Производство бетона начинается с подбора состава, и в первую очередь, на что обращают внимание производители, это минимизация расхода цемента. Мы предлагаем использовать европейский подход: начать подбор составов бетона с выбора заполнителей и только затем переходить к оптимизации расходов цемента.
Структуру стоимости 1 м3 бетонной смеси можно представить следующим образом.
Наименование |
Стоимость |
цемент |
54% |
песок |
16% |
щебень |
26% |
вода |
0% |
пластификатор |
4% |
Одним из факторов повышения эффективности производства бетонных смесей является тщательный подход к выбору заполнителей. Они формируют структуру бетона, в пустотах между частицами заполнителя находится цемент. Подбор оптимальной гранулометрии и применение чистых заполнителей без примесей глины и пыли позволяет снизить водопотребность на смачивание заполнителя. Это приводит к тому, что снижается расход цемента при сохранении технологических и технических параметров, таких как связность бетонной смеси и прочность бетона.
В России научно-практические работы по оптимизации состава заполнителей для производства бетонных смесей проводились еще в 60-е годы прошлого века, но так и не нашли широкого применения в реальном производстве. В регламентирующих документах нормировали расход цемента, что наложило определенные ограничения к подходам по выбору рецептуры и, как результат, к технологии бетонных работ, связанных с применением низкоподвижных бетонных смесей. В то время как мировая промышленность строительных материалов работала на мытых, фракционированных заполнителях и добавках-пластификаторах, необходимых для получения подвижных бетонных смесей. Само понятие «товарный бетон» и «подвижный бетон» возникло в России примерно 15 лет назад, с появлением оборудования для его производства и транспортировки, а также добавок в бетон. Однако подход к подбору составов бетонных смесей практически не изменился. Бетонные заводы продолжают закупать низкокачественный заполнитель и работать на высоких расходах цемента, особенно в регионах, удаленных от Санкт-Петербурга и Москвы.
Таким образом, одной из первоочередных задач, стоящих перед строительной индустрией, является получение качественных заполнителей и переход на эффективные добавки-пластификаторы для бетона, что позволит снизить себестоимость бетонных смесей на 10-15%.
Требования к мелкому заполнителю, или строительному песку, отражены в стандарте ГОСТ 8736-88 «Песок для строительных работ. Технические условия». Данный стандарт не запрещает применение низкокачественных песков в бетонах, что не только повышает себестоимость бетона, но и снижает его долговечность, что можно оценить по количеству ремонтных работ на промышленных объектах.
Попытка ограничить применение низкокачественных песков содержится в ГОСТ 26633-2015 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия». Однако данные требования распространяются на ответственные конструкции, такие как дорожное и транспортное строительство, и практически не применяются в массовом производстве.
Дополнительно проблематика заполнителя заключается в том, что с учетом роста потребления в центральных регионах России качественный заполнитель без дополнительной обработки становится все более дефицитным продуктом. Уже сейчас логистическая составляющая за доставку заполнителя от карьера до потребителя нередко составляет до 300% от начальной стоимости. А для того, чтобы удержать клиента, бетонные заводы вынуждены снижать стоимость куба бетона. Поэтому некоторые бетонные заводы частично или полностью переходят на более дешевый, низкокачественный заполнитель. Этому также способствует работа с нелегальными карьерами и отсутствие системы контроля качества в пользу снижения цены. При этом риск за получение некачественного продукта (бетонной смеси) несет потребитель.
В то же время существующее оборудование на карьерах официальных производителей позволяет обеспечить требуемые показатели качества строительного песка путем классификации по гранулометрическому составу и отмывки от вредных примесей. Развитие техники и технологии по добыче песка шагнуло далеко вперед. Например, это было показано на недавней конференции в Москве «Будущее в технологии намыва песка», организованной компанией CDE – одним из мировых лидеров по производству оборудования для промывки и мокрой сортировки инертных материалов в карьерах и на горнорудных предприятиях. На конференции представители карьеров по добыче заполнителей смогли обменяться опытом, а также сравнить его с решениями, реализованными в мировой практике. Производители инертных материалов подтвердили возможность производства качественных заполнителей при наличии потребности рынка.
Почему преимущество отдают намывному песку? Наличие пылевидных и глинистых частиц в заполнителе может кардинально изменить эффективность действия пластифицирующих добавок в бетон, ответственных за снижение расхода воды и, как результат, уменьшение расхода цемента для сохранения заданного водоцементного отношения для получения требуемой прочности бетона в конструкции. Это происходит в результате сложного взаимодействия глинистых частиц в грязном песке и пластификатора. Состав глинистых частиц может значительно отличаться и оказывать различное влияние на свойства бетона.
Существуют несколько типов глинистых частиц: каолинит, монтмориллонит или мусковит. Они отличаются друг от друга характером взаимодействия с добавками-пластификаторами, строением и удельной поверхностью. Причем присутствие примесей может составлять доли процента, а влияние на свойства бетонной смеси может быть значительным. Результат действия данных «примесей» выражается не только в снижении эффективности действия добавки-пластификатора, но и в расслоении или водоотделении бетонной смеси, причем не сразу, а через некоторое время после укладки бетонной смеси в конструкцию. Именно поэтому применение метода промывки заполнителя при его добыче, в первую очередь, обеспечивает стабильность технологического процесса производства бетонных смесей в отсутствие «необъяснимых» скачков ее свойств.
Применение чистых и фракционированных строительных песков для производства бетонных смесей имеет большие перспективы. Потребление данного типа заполнителей имеет место в основном у крупных производителей бетонных смесей, но мы надеемся, что и небольшие производители также смогут оценить преимущества применения качественных заполнителей. Приведем пример. При подборе состава бетонной смеси была проведена оценка двух песков с одинаковым модулем крупности от различных поставщиков. При этом на более «дорогом» песке нам удалось снизить стоимость куба бетона более чем на 50 рублей. При объеме производства бетонной смеси 5000 м3 в месяц, или 60000 м3 в год, экономия может составить до 3 млн рублей. Результаты говорят сами за себя.
Конечно, оптимизация состава бетона – сложный и многофакторный процесс. Мы предлагаем проводить проектирование состава бетонной смеси путем метода планирования многофакторного эксперимента и проведения серии испытаний для выбора оптимальных значений для всего диапазона составов бетонных смесей. Алгоритм включает в себя выбор оптимальных сырьевых материалов, определение оптимального гранулометрического состава и соотношения крупного и мелкого заполнителей с учетом требуемых технологических характеристик бетонных смесей. Например, для построения одной такой модели нам требуется провести не менее 20 лабораторных замесов бетонной смеси с последующей отработкой подобранных составов в промышленных замесах. Дополнительно мы предлагаем подобрать решения по достижению требуемой сохраняемости подвижности бетонных смесей и ранней прочности.